9 декабря 2015 г.

Оценка устных ответов учащихся по физике.

Оценка устных ответов учащихся по физике.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученике удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний.
 Элементы, выделенные курсивом, считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.
Физическое явление.
  1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)
  2. Условия при которых протекает явление.
  3. Связь данного явления с другими.
  4. Объяснение явления на основе научной теории.
  5. Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)
 Физический опыт.
  1. Цель опыта
  2. Схема опыта
  3. Условия, при которых осуществляется опыт.
  4. Ход опыта.
  5. Результат опыта (его интерпретация)
 Физическая величина.
  1. Название величины и ее условное обозначение.
  2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
  3. Определение.
  4. Формула, связывающая данную величины с другими.
  5. Единицы измерения
  6. Способы измерения величины.
 Физический закон.
  1. Словесная формулировка закона.
  2. Математическое выражение закона.
  3. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
  4. Примеры применения закона на практике.
  5. Условия применимости закона.
 Физическая теория.
  1. Опытное обоснование теории.
  2. Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.
  3. Основные следствия теории.
  4. Практическое применение теории.
  5. Границы применимости теории.
 Прибор, механизм, машина.
  1. Назначение устройства.
  2. Схема устройства.
  3. Принцип действия устройства
  4. Правила пользования и применение устройства.
 Физические измерения.

  1. Определение цены деления и предела измерения прибора.
  2. Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
  3. Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
  4. Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.
  5. Определять относительную погрешность измерений.