17 мая 2013 г.

Анализ методической работы в школе.


5. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

    Анализ состояния и эффективности методической работыв школе за 2011-2012 учебный год.

    Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.
    Методическая работа в 2011-2012 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.
    В 2011-2012 учебном году коллектив школы  работал над  методической темой:
    Совершенствование  системы повышения профессиональной квалификации педагогов и руководителей в условиях школы как фактор активизации методической работы в общеобразовательном учреждении. Работа над темой ведётся 2-ый год. Для решения главной задачи школы «Создание условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению» в школе были созданы следующие условия:
    • составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень,
    • соответствующий стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;
    • создана и утверждена структура методической службы школы;
    • все методические объединения  имели чёткие планы работы, вытекающие из общешкольного плана;
    • мониторинг в основе ВШК – одно из условий эффективности работы школы;
    • работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
    • работа по улучшению материально-технической базы кабинетов;
    • работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.
    В 2011-2012 учебном году перед методической службой школы была поставлена цель: Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей в условиях создания новой модели школы.
    Для её реализации были сформулированы следующие задачи:
    1. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовке кадров.
    2. Отработать скорректированность планов и программ с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану.
    3. Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояние их физического и психического развития.
    4. Изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии.
    5. Активизировать работу учителей над темами самообразования.
    6. Разнообразить формы методической работы.
    7. Проводить работ по совершенствованию комплексной программы воспитания учащихся, формированию у них высоких моральных качеств.
    8. Совершенствовать работу по преемственности между первой ступенью обучения и средним звеном.
    В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
    • работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
    • работа методического совета – коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы учителей;
    • подбор и расстановка кадров;
    • повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
    • работа с МО, творческими группами учителей – групповая методическая деятельность;
    • индивидуально-методическая и инновационная деятельность – обобщение опыта работы;
    • обеспечение методической работы;
    • диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая деятельность;
    • обновление методической оснащённости кабинетов.

      При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

      Формы методической работы:

      1).          Тематические педагогические советы.
      2).          Методический совет.
      3).          Методические школьные объединения учителей.
      4).          Работа учителей над темами самообразования.
      5).          Открытые уроки, их анализ.
      6).          Взаимопосещение и анализ уроков.
      7).          Предметные, методическая и проектная недели.
      8).          Педагогический мониторинг.
      9).          Разработка методических рекомендаций в помощь учителю.
      10).      Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
      11).      Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
      12).      Аттестация.
      13).      Анализ методической работы по направлениям деятельности.
      14).      Проведение педсоветов.
      В прошедшем учебном году было проведено три тематических педсовета и пять нетематических педсоветов, что соответствовало составленному плану методической работы.
      Тематические педсоветы (2011-2012 учебный год)
      Совершенствование воспитательной работы в школе .
      О результатах  внедрения ФГОС на 1 ступени начального образования: успехи и проблемы.
      Новые подходы к оценке качества естественно-математического образования (ЕГЭ,ГИА).
      Все педагогические советы были подготовлены и проводились исходя из поставленной задачи «Педсовет как технология», в связи с чем в их структуру были включены следующие технологии:
      • работа творческой группы учителей по подготовке к педсовету;
      • демонстрация презентаций по теме педсовета с комментариями заместителя директора по УВР, учителя;
      • анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива.
      Цель проведения педсоветов – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по той или иной методической проблеме.

      2 Работа методического совета школы.

      Цель: выявление результативности деятельности методического совета в решении поставленных задач.
      Было проведено пять заседаний методического совета, на которых рассматривались следующие вопросы:
      1. Анализ методической работы за прошлый год. Основные задачи методической службы  на  2011-2012 учебный год:
      2.   Утверждение планов работы ШМО.
      3. Утверждение программ вариативной части учебного плана.
      4. Утверждение графика проведения школьных олимпиад, предметных недель.
      5. Об образовательной программе НОО и соответствии рабочих учебных предметов для 1 класса, календарно – тематического планирования требованиями ФГОС НОО.
      6. О соответствии рабочих программ курсов внеурочной деятельности для 1 класса требованиям ФГОС НОО.
      7. Диагностика готовности к введению ФГОС.
      Проведение стартовой диагностики для первоклассников.
      8. Адаптация учащихся 1 класса.
      9. Реализация программ «Одаренные дети». Анализ проведения предметных недель.
      10. Итоги методической работы за год.
      Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы ШМО школы, в 2011-2012 учебном году была поставлена задача совершенствования педагогического мастерства, обучение педагогов технологии проектной и исследовательской деятельности, привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности, создания системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями, внедрение ФГОС НОО. В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования.
      В результате повышения квалификации учителей повысился уровень владения педагогов школы инновационными технологиями образования. В планировании методической работы МО  старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними.
      Анализируя образовательную деятельность МО, можно отметить следующие аспекты:
      Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов всех уровней образования, была направлена на защиту интересов и прав обучаемых;
      Все учителя-предметники осуществляли образовательный процесс по рабочим программам, основу которых составляют программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ.
      По-прежнему остается неэффективной работа по предъявлению и обобщению передового педагогического опыта. Основной проблемой по данному направлению является нежелание педагогов готовить аналитические материалы, ввиду объёма предстоящей работы; неумением большинства педагогов систематизировать собственные наработки, а также недостаточное владение ИКТ учителями.
      Традиционными видами работы ШМО  школы являются предметные недели. В 2011-2012 учебном году были проведены предметные недели  гуманитарных наук начальных классах, математики и физики, иностранного языка.
      Важным направлением работы ШМО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую
      систему повышения квалификации и аттестации на более высокую квалификационную категорию. В 2011-2012 учебном году прошли курсовую подготовку 5 из них 3 по ФГОС.

      3. Проведение открытых уроков.

      Открытые уроки проводились учителями нашей школы в рамках подготовки к педсоветам, семинарам и заседаниям ШМО.  Особое внимание в работе кафедр и администрации школы уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.
      По всем открытым урокам учителя дали самоанализ, сдали конспекты, а также были заполнены экспертные листы. Все мероприятия получили высокую оценку своих коллег.
      У учителей вызывает затруднение проведение самоанализа урока и составление конспекта, проведенного мероприятия.
      Кроме открытых уроков администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные цели посещения уроков и контроля:
      • знакомство с профессиональной подготовкой молодых специалистов с целью оказания им методической помощи;
      • знакомство с профессиональной подготовкой вновь пришедших учителей с целью выявления и изучения опыта работы;
      • классно-обобщающий контроль в 5-х классах по определению степени адаптации учащихся к обучению на второй ступени, сформированности их ЗУН, способности к продолжению образования, единства требований учителей-предметников к учащимся 5-х классов, учету индивидуальных особенностей учащихся;
      • тематический контроль в гимназических классах по выявлению форм работы учителей по развитию творческих способностей учащихся и использованию заданий исследовательского характера;
      • роль внеурочных занятий в повышении уровня ЗУН и интеллектуальных способностей учащихся;
      • готовность учителей к проведению мероприятий по  охране здоровья и предупреждению травматизма;
      • организация повторения и подготовки к государственной итоговой аттестации,  ГИА с использованием механизмов независимой оценки знаний;
      По итогам классно-обобщающего контроля был проведен малый педсовет по 5-м классам совместно с учителями начальной школы.
      Администрацией школы в 2011-2012 учебном году было посещено --- урочных и внеурочных мероприятий Все уроки, индивидуально-групповые занятия и внеклассные мероприятия были проанализированы, даны рекомендации.

      Выводы:

      Из посещенных уроков большинство достигло поставленных целей полностью, частично – у молодых специалистов и учителей, нуждающихся в методической помощи. Наиболее подробно удалось исследовать, как осуществлялся процесс изучения нового материала, контроля и коррекции знаний. Большинство уроков (83%) даны на оптимальном и хорошем уровне.
      Выявлены затруднения большинства учителей:
      Причины этих трудностей:
      - изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся, увеличилась информативность учебного материала;
      - опытные учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения;
      - изложение учебного материала в учебниках остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений, практический материал учебников сильно отстает от заданий  ГИА_9;
      - нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащегося.

      Рекомендации:

      - в следующем учебном году запланировать проблемный педсовет с учетом индивидуальных потребностей учителей и результатов их диагностирования;
      - провести открытые уроки в рамках взаимопосещения и методической недели по особо западающим вопросам профессиональных ЗУН.
      Проводился внутришкольный мониторинг, одним из направлений которого является отслеживание качества обучения учащихся школы. Были разработаны планы посещения уроков в соответствии с целями посещения. Проводились индивидуальные беседы с учителями по организации и проведению уроков.
      Методическая тема школы и вытекающие из нее темы ШМО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя  объединены в предметные объединения, т. е. вовлечены в методическую систему школы. Тематика заседаний ШМО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. Главное в методической работе школы – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашей школе за 2011-2012 учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы.

      Комментариев нет:

      Отправить комментарий