Элективные курсы
С 1 сентября 2001г. в соответствии с Федеральной программой развития образования и планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики начинается эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования.
Основная цель эксперимента - достижение нового, более высокого качества общего образования.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02г. №2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель дифференциации обучения, при которой профильность достигается за счет различных комбинаций следующих учебных курсов:
- базовые общеобразовательные курсы;
- профильные общеобразовательные курсы;
- элективные курсы;
- учебная практика.
Новый элемент учебного плана - элективные курсы. В зависимости от состава «комплекта» этих курсов может работать та или иная модель организации профильного обучения.
Элективные курсы – обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами из имеющегося в учебном заведении «комплекта» и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Примерное соотношение объёмов базовых предметов, профильных и элективных курсов может быть 50%, 30%, 20% от общего числа часов учебного плана.
Выбор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную «траекторию» для каждого школьника.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента образования и могут выполнять несколько функций:
дополнять содержание профильного курса;
развивать содержание одного из базовых курсов;
удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного ими профиля.
Элективные курсы могут выполнить ещё одну важную функцию – стать «полигоном » для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов. Так как курсы должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают, появляется возможность на примере учебных пособий для элективных курсов отработать условия реализации мотивационной функции учебника.
В целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается проведение в 10 классах основной школы предпрофильной подготовки. Для этого в базисном учебном плане выделяется 2 часа в неделю (68 часов в год) на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы. Их цель – самоопределение учеников относительно профиля обучения в старших классах.
В течение учебного года ученик может прослушать 8 разных видов курсов (при их месячной продолжительности), 4 вида курсов (длительностью в одну учебную четверть) или 2 вида курсов (при их продолжительности в одно учебное полугодие).
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:
1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам (частности, по физике), входящим в базисный учебный план школы.
2. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе. Примерами таких курсов естесвенно-научного профиля могут быть: «Основы космонавтики», «Физика космоса», «Элементы астрофизики», «Естествознание», «Элементы биофизики», «Элементы химической физики», «Биохимическая физика» и другие.
Межпредметные курсы типа «Естествознание» могут проводится в основной школе как оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:
быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей;
быть обобщающим курсом для классов естественного-научного профиля. Примером такого обобщающего элективного курса может быть: «Эволюция естественно- научной картины мира».
Элективные курсы по физике можно разделить на несколько групп:
Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение физики, имеющие как тематическое, так и временное согласование с профильным курсом физики. Выбор такого элективного курса позволит изучить физику на углубленном уровне.
Элективные спец курсы, в которых углубленно изучают отдельные разделы профильного курса физики. Примерами таких курсов могут быть: «Механика», «Строение и свойства вещества», «Термодинамика», «Волновая оптика», «Специальная теория относительности», «Физика атома и атомного ядра» и другие. Ясно, что в элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем при выборе курса повышенного уровня.
Элективные спец курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу курса физики. Примерами таких курсов могут быть: «Гидро- и аэродинамика», «Уравнения Максвелла», «Физика плазмы», «Элементы квантовой механики2 и другие.
Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями методами применения знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Приведём возможные примеры таких курсов: «Физика и компьютер», «Курс прикладной Физики на материале автоматики», «Курс прикладной физики на материале сельскохозяйственного производства», «Техника и окружающая среда» и другие.
Элективные курсы изучения физических методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Измерения физических величин», «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Школьный физический практикум: наблюдение эксперимент, моделирование», «Методы физико-технических исследований», «Как делаются открытия в физике», «Физико-техническое моделирование» и другие.
Элективные курсы по истории физики и астрономии.
Элективные курсы по решению физических задач, в том числе составлению и решению задач на основе физического эксперимента.
К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами.
При работе в условиях профильной школы нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Таким образом, современная школа не должна отказываться от цели приобретения учениками знаний, умений, навыков (ЗУНов), но должна считать приоритетным направлением деятельности – развитие школьников, обучение их решению учебных и жизненных проблем, умению учиться, приёмов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, решения проблем и так далее.
В учебниках для элективных курсов весьма желательно использовать ссылки на внешкольные источники информации (включая компьютерные сети) и на образовательный опыт, приобретённый вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально- творческая деятельность).
Возможна адаптация наиболее удачных существующих курсов по выбору в различных странах мира к условиям России. С этой целью необходимо изучить опыт проведения элективных курсов в развитых странах и отобрать пособия, получившие широкое распространение.
Полезно опираться на 30-летний опыт существования системы факультативных занятий. Тогда были созданы десятки программ разных факультативных курсов и, хотя не все стали массовыми, среди них было много весьма достойных, к тому же обеспеченных учебными пособиями для учащихся методическими пособиями для учителей.
При изучении элективных курсов появляется возможность реализовать тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий